Карта реализации
государственного задания

Государство рассматривает документы территориального планирования, как инструменты снижения административных барьеров, повышения эффективности деятельности строительного комплекса, облегчение планирования нового строительства как на застроенных территориях, так и на свободных землях.

С января 2021 года ОГАУ «Корпорация развития строительства и инфраструктурных проектов Ульяновской области «Дом.73» наделено полномочиями по реализации в регионе градостроительной политики. В текущем году, в рамках государственного задания, Корпорация выполняет работы по подготовке проектов изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования. Мы должны понимать, что актуализация документов устранит существующие несоответствия, препятствующих организациям и гражданам в процессе перспективного освоения поселений и внесет большой вклад в развитие их территорий, в том числе посредством реконструкции ранее освоенных территорий и вынесения новых планировочных решений в сложившуюся застройку в контексте единой городской инфраструктуры.
Качество городской среды является ответственностью местных властей и обеспечивается социальными объектами и транспортной доступностью. Это они должны планировать развитие города и осознавать свои возможности по реализации своих полномочий, объемы своих ресурсов на выполнение своих социальных обязательств.
В границах нашего региона 143 поселения (муниципальных образований), на территории которых должны быть разработаны генеральные планы и правила землепользования и застройки. На сегодняшний день во всех муниципальных районах документы территориального планирования формально имеются, однако в их содержании много упущений и отклонений от фактического состояния, что порождает существенные трудности для населения и предпринимателей, хозяйствующих на каждой из таких территорий, связанных с распоряжением своим имуществом, а порой создает и непреодолимые препятствия в строительстве и оформлении вещных прав.
Поэтому генеральные планы и правила землепользования и застройки требуют корректировки в целях приведения их в соответствие действующим требованиям и актуализации с учетом сложившихся изменений в области градостроительства.
В рамках реализации национальных проектов, государственных программ, интеграции современных региональных и федеральных тенденций в 2021-2022г.г. производится актуализация 113 - ти документов территориального планирования (5 схем территориального планирования,36 генеральных планов, 36 Правил землепользования застройки, 36 границ муниципальных образований), в 36 - ти поселениях (266 населенных пунктов) в 5-ти муниципальных образованиях Теренгульского, Кузоватовского, Николаевского, Барышского, Новосспаского районов. В 2022-24г.г. года предстоит провести эту работу еще в 10-ти районах области, а к окончанию 2025 года работы по данному направлению планируется завершить.
  • Схема территориального планирования является документом территориального планирования, представляющим собой совокупность материалов в текстовой и графической форме, содержащих сведения, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Схемы территориального планирования являются основанием для принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления решений при планировании мероприятий по социально-экономическому развитию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных нужд и о переводе земель из одной категории в другую. Схема территориального планирования муниципального района содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения муниципального района; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях; 4) карту функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) Генера́льный план в общем смысле — проектный документ, на основании которого осуществляется планировка, застройка, реконструкция и иные виды градостроительного освоения территорий. Основной частью генерального плана (также называемой собственно генеральным планом) является масштабное изображение, полученное методом графического наложения чертежа проектируемого объекта на топографический, инженерно-топографический или фотографический план территории. При этом объектом проектирования может являться как земельный участок с расположенным на нём отдельным архитектурным сооружением, так и территория целого города или муниципального района. Генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа. С мая текущего года вступило в действие трехстороннее Соглашение о взаимодействии с органами местного самоуправления Минстроем Ульяновской области, включающее в себя порядок работ по утверждению внесения изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования в виде поэтапного перечня поможет представителям МО составить детальное представление об общем процессе от проекта до утверждения документов, с обозначением ответственных сторон и отсылок на федеральные и субъектовые нормативные документы, содержащие требования к их выполнению. Реализованный нами формат открытого профессионального диалога со специалистами органов местного самоуправления, готовность без промедлений принять в проработку вопросы любого уровня сложности, возникающие в рабочем процессе – является главным подходом в работе с представителями муниципальных образований. Выбранный подход в работе в настоящее время дает устойчивые положительные результаты: - ведется оцифровка графической составляющей генеральных планов и правил землепользования застройки, начаты работы по актуализации описательной составляющей вышеназванных документов; - осуществлен сбор основного массива многокомпонентных сведений из официальных данных федеральных, субъектовых и муниципальных источников, в муниципальных образованиях завершается сбор данных и формирование анкет на каждую из территорий проектирования; - во всех районах организовано проведение сопоставительного анализа на основе синхронизации всех социально-экономических факторов, стратегий развития и комплексного подхода при формировании планировочных решений, как для жилой, так и общественно-деловой застройки - в Муниципальных образованиях изданы и опубликованы распорядительные акты о корректировке генеральных планов, правил землепользования застройки, схемы территориального землепользования застройки; - в МО изданы и прошли согласование в органах прокуратуры распорядительные акты о создании согласительных комиссий по вопросам документов градостроительного зонирования и территориального планирования; - организована и находится на постоянном контроле эффективность работы в муниципальных образованиях по подготовке к принятию комиссионных решений в отношении наиболее экономически оправданных предложений по перспективам развития территорий и объектов на текущую и среднесрочную перспективу; - начата работа в муниципальных образованиях по вовлечению населения поселений в процесс выработки перспективных предложений и рассмотрению их на основе объективной всесторонней оценки. Заблаговременный подход по изучению потребностей населения района в целях всестороннего учета интересов всех заинтересованных лиц и минимизации возможных конфликтов интересов на этапе согласования проектов документов.
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ Что это? - Деление территории на зоны при градостроительном планировании развития территорий и поселений с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование. Для чего? - Необходимо для рационального использования земельных участков на территории населенных пунктов. Чем регламентируется? – Глава 4 Градостроительного кодекса РФ Документом градостроительного зонирования являются ПРАВИЛА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗАСТРОЙКИ. Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: • создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; • создания условий для планировки территорий муниципальных образований; • обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; • создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки включают в себя: • порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; • карту градостроительного зонирования; • градостроительные регламенты. Правила землепользования и застройки облекаются в правовой акт, принимаемый органами местного самоуправления конкретного муниципального образования. Они регламентируют градостроительную деятельность, устанавливают порядок комплексного развития территории муниципального образования. Градостроительное зонирование осуществляется на основании утвержденных документов территориального планирования. Карты градостроительного зонирования устанавливают границы территориальных зон. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Таким образом, при формировании территориальных зон должны использоваться следующие сведения: • О функциональном зонировании; • О границах земельных участков. Карта функционального зонирования получается из состава документов территориального планирования. Создание карты границ земельных участков может быть выполнено в результате загрузки данных ЕГРН в формате XML-файлов и/или с использованием ресурса "Публичная кадастровая карта". Границы территориальных зон могут устанавливаться по: • линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; • красным линиям; • границам земельных участков; • границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований; • границам муниципальных образований, • естественным границам природных объектов; • иным границам. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов кап. строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: • виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; • предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; • ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Градостроительный регламент для каждой зоны, как правило, предусматривает несколько видов разрешенного использования. Владельцы недвижимости могут выбирать вид использования в пределах, установленных регламентом. Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний. Правила землепользования и застройки регулируют такие процессы, как межевание территорий поселений, формирование земельных участков как объектов недвижимости, предоставление разрешений на строительство.